Прокуратура разъясняет (Февраль 2025)

Прокуратура разъясняет февраль 2025

Порядок заключения досудебного соглашения о сотрудничестве и правовые последствия его заключения

Подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве на любой стадии расследования уголовного дела (с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия). Пропуск указанного срока является основанием для отказа в заключении данного соглашения. Порядок заключения досудебного соглашения о сотрудничестве установлен статьями 317.1 - 317.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве допускается с одним или несколькими обвиняемыми (подозреваемыми), которые привлекаются к ответственности по одному уголовному делу и при расследовании уголовного дела только в форме предварительного следствия.

Такой порядок не применяется в отношении подозреваемых или обвиняемых, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет, поскольку закон не предусматривает возможность принятия судебного решения в особом порядке в отношении несовершеннолетнего.

Уголовное дело в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, выделяется в отдельное производство в целях применения судом особого порядка проведения судебного заседания и вынесения судебного решения.

Инициатива заключения досудебного соглашения о сотрудничестве должна исходить от самого подозреваемого или обвиняемого. Досудебное соглашение о сотрудничестве должно быть заключено обвиняемым (подозреваемым) добровольно и при обязательном участии защитника.

В ходатайстве о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве обвиняемый (подозреваемый) указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

Ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве подаётся в письменном виде на имя прокурора, подписывается подозреваемым или обвиняемым и его защитником.

Прокурор рассматривает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с обвиняемым (подозреваемым) досудебного соглашения о сотрудничестве в течение трёх суток с момента его поступления.

По результатам рассмотрения ходатайств обвиняемого (подозреваемого) и следователя прокурор принимает постановление об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

Прокурор, после вынесения постановления об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, приглашает следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника. С их участием прокурор составляет досудебное соглашение о сотрудничестве.

Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве может быть обжаловано подозреваемым или обвиняемым, его защитником, следователем вышестоящему прокурору.

В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Если предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, эти виды наказания не применяются, при этом срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы.

Административная ответственность за оскорбление

Статьёй 5.61 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за оскорбление, представляющее собой действия, направленные на унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.

Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.61. КоАП РФ, является не личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.

По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Поэтому доводы заявителя о его оскорблении должны быть подтверждены совокупностью доказательств, которыми могут являться пояснения очевидцев, видеозапись, заключение лингвистического исследования, записей (в случае, если оскорбление адресовано в письменной форме) и прочее.

Оскорбление влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ), установлена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 5.61. КоАП РФ непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 5.61. КоАП РФ оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей), влечёт наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет (ч. 5 ст. 5.61. КоАП РФ).

Привлечение лица к административной ответственности за оскорбление (статья 5.61 КоАП РФ) не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации, причинённого потерпевшему морального вреда в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С заявлением по факту оскорбления можно обратиться в прокуратуру по месту жительства, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 5.61 КоАП РФ относится к исключительной компетенции прокурора, либо в территориальный отдел полиции для предварительной проверки. В заявлении о привлечении лица к административной ответственности заявителю необходимо указать дату, время, место и обстоятельства произошедших событий, а также свидетелей, подтверждающих факт оскорбления.

Постановления о возбуждении дела об административной ответственности за оскорбление составляются прокурорами городов и районов, рассматриваются мировыми судьями.

Срок привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение составляет 3 месяца с момента его совершения.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения за пределами срока давности обсуждению не подлежит.

Угон автомобиля и ответственность за данное деяние

В соответствии с уголовным законом угон – это неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Ответственность за угон предусмотрена ст. 166 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что под угоном понимается завладение чужим автомобилем или другим транспортным средством и поездка на нём без намерения присвоить его. Цели у преступника могут быть различны: покататься, доехать до нужного места, облегчить совершение другого преступления и др.

Напротив, как хищение (например, кража или грабеж) будут квалифицированы действия лица в отношении автомобиля с намерением присвоить его, обратить в свою пользу или вернуть за вознаграждение.

Под иными транспортными средствами, за угон которых без цели хищения предусмотрена уголовная ответственность по статье 166 Уголовного кодекса Российской Федерации, следует понимать транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется специальное право (автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, трактора и другие самоходные машины, иные транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем.

Данное преступление является оконченным с момента начала движения транспортного средства либо его перемещения с места, на котором оно находилось.

Как покушение на угон транспортного средства без цели хищения следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным независящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел на использование транспортного средства в личных интересах без цели хищения.

Ответственность за угон без квалифицирующих признаков может наступить в виде штрафа до ста двадцати тысяч рублей, ограничения свободы на срок до трёх лет, принудительных работ на срок до пяти лет либо в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

За угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору, наказание предусмотрено строже, в том числе срок лишения свободы в санкции увеличен до семи лет. За угон в составе организованной группы последует безальтернативное наказание до десяти лет лишения свободы. В случае совершения угона с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, наказание предусмотрено до двенадцати лет лишения свободы.

Преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий

В связи с глобальной цифровизацией общества, которая затрагивает, в том числе, социально уязвимые слои населения, например, пожилых людей, испытывающих сложности при освоении современной техники, а также страдающих излишней доверчивостью, в Российской Федерации отмечается ежегодный рост преступлений, совершаемых с использованием информационно- телекоммуникационных технологий, в том числе, сети Интернет.

Каждый день регистрируются преступления, связанные с хищением денежных средств из банков и иных кредитных организаций, физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ответственность за которые в зависимости от способа преступного посягательства предусмотрена статьями 158, 159, 159.3 и 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В совокупности с указанными преступлениями совершаются преступления в сфере компьютерной информации (киберпреступления), которые на практике используются в качестве средства завладения чужим имуществом. Уголовная ответственность за указанные преступления предусмотрена статьями 272, 273, 274 и 274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Самый распространенный вид киберпреступлений в Российской Федерации – это телефонное мошенничество, при котором мошенники звонят по телефону и пытаются узнать у владельцев банковских карт конфиденциальные данные, сделать перевод или установить программы удаленного доступа.

Тактика основана на использовании психологических слабостей человека и является достаточно эффективной. Преступник под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка звонит человеку, являющемуся пользователем банковской карты, после чего, сославшись на необходимость решения небольшой проблемы в компьютерной системе или с банковским счетом ввиду его блокировки, узнает PIN-код и иные данные, позволяющие получить доступ к банковскому счету потенциального потерпевшего.

Довольно часто также используются дистанционные хищения, совершаемые посредством размещения на открытых сайтах в сети Интернет заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение.

Кроме того, денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших и тогда, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными на них банковскими сервисами.

Также многие пользователи, не раздумывая, открывают вложения или гиперссылки, разосланные злоумышленниками под видом официальных писем, содержащих ссылки на фальшивые веб-страницы с формами для ввода необходимых преступникам данных, которые в последующем используются, в том числе, для доступа к банковским счетам граждан.

В целях предупреждения и пресечения указанных видов преступлений необходимо быть предельно внимательными при осуществлении банковских операций с использованием сети Интернет и мобильных телефонов, перепроверять полученную информацию, повышать уровень правовой, финансовой и компьютерной грамотности.

Уточнён порядок освобождения от налога на доходы физических лиц при продаже земельных участков

Глава государства подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 217части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 10 декабря 2024 года и одобрен Советом Федерации 11 декабря 2024 года.

Федеральным законом уточняется порядок освобождения от налогообложения доходов физических лиц при продаже земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения гаражей для собственных нужд, для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, образованных в результате раздела, выдела исходного земельного участка либо в результате объединения, перераспределения исходных земельных участков.

Установлена уголовная ответственность за незаконное использование, передачу, сбор и хранение персональных данных

Глава государства подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Федеральный закон направлен на обеспечение уголовно-правовой охраны персональных данных от угроз, связанных с неправомерным доступом к таким данным, их распространением и использованием в преступных целях.

В связи с этим Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьёй 2721, устанавливающей ответственность за незаконные использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, полученной путём неправомерного доступа к средствам её обработки, хранения или иного вмешательства в их функционирование либо иным незаконным путём.

Повышенная ответственность предусматривается, если перечисленные деяния совершены в отношении персональных данных несовершеннолетних лиц, специальных категорий персональных данных или биометрических персональных данных, в том числе из корыстной заинтересованности, с причинением крупного ущерба, группой лиц по предварительному сговору, с использованием служебного положения. Особо строгая ответственность предусматривается за такие деяния, совершённые организованной группой или повлёкшие тяжкие последствия.

Действие статьи 2721 Кодекса будет также распространяться на лиц, передающих компьютерную информацию, содержащую персональные данные, иностранным гражданам, иностранным организациям или иностранным государственным структурам, а равно осуществляющих трансграничное перемещение носителей, содержащих такие данные.

Кроме того, уголовная ответственность предусматривается за создание и администрирование сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и других интернет-ресурсах, a также программ, заведомо предназначенных для незаконного хранения и передачи персональных данных, полученных незаконным путём.

В соответствии с Федеральным законом положения новой статьи Кодекса не будут применяться в случаях, если персональные данные используются исключительно для личных или семейных нужд.

Подписан закон о порядке взыскания алиментов после отмены судебного приказа

Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Федеральным законом статья 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, касающаяся отмены судебного приказа, излагается в новой редакции.

Закрепляется новое положение, согласно которому в случае отмены судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и удовлетворении требований взыскателя в порядке искового производства такие требования удовлетворяются за период, в течение которого алименты подлежали взысканию согласно судебному приказу.

Кроме того, предусматривается возможность подачи частной жалобы на определение суда об отмене судебного приказа по мотиву отсутствия уважительных причин представления должником возражений по истечении установленного срока.

«Что делать, если на мою машину упало дерево?»

Если Ваш автомобиль застрахован от наступления такого страхового случая, Вы вправе получить страховое возмещение от страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновному лицу.

Однако если автомобиль не застрахован, Вы вправе самостоятельно обратиться в суд к виновнику с требованием о возмещении денежных средств, потраченных на ремонт или необходимых для ремонта согласно экспертной оценке.

К примеру, если дерево упало на автомобиль рядом с домом, ответственность за содержание которого распространяется на управляющую компанию, такая компания будет также нести ответственность и за причинение соответствующего вреда автомобилю (в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

Если упавшее дерево, располагалось на земельном участке, собственность на которое не разграничена, либо на участке, находящемся в муниципальной собственности, не относящемся к многоквартирному жилому дому, виновником будет выступать орган местного самоуправления на основании статей 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В случае, если Вы по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности
и другим уважительным причинам не можете самостоятельно обратиться в суд, иск в Ваших интересах может подать прокурор. Соответствующее заявление
Вы можете подать в прокуратуру по месту нахождения виновника.

Ответственность за побои

Действующим российским законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность лиц, достигших 16-и летнего возраста, за причинение побоев.

Впервые административная ответственность за совершение указанных деяний, предусмотренная ст. 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), введена в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ с 15.07.2016.

В силу ст. 6.1.1 КоАП РФ нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от 5000 до 30000 рублей, либо административный арест на срок от 5 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

Вред здоровью признается лёгким (ст. 115 УК РФ) при наличии двух признаков: а) если он вызывает кратковременное расстройство здоровья продолжительностью не свыше 21 дня или б) влечёт незначительную стойкую утрату общей трудоспособности в объёме, не превышающем 10 %.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, образует состав преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ.

Санкция ч. 1 ст. 116.1 УК РФ в качестве наиболее строгого наказания предусматривает арест на срок до 3 месяцев.

Критерием отнесения побоев к уголовной или административной ответственности является то, по каким мотивам причинены побои.

Если побои причинены из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет), то за их причинение предусмотрена уголовная ответственность по ст. 116 УК РФ.

Санкция ст. 116 УК РФ в качестве наиболее строго наказания предусматривает лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Если лицо, нанесшее побои или совершившее иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствия, указанные в ст. 115 УК РФ, и не содержащие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, имеет судимость за преступление, совершённое с применением насилия, то его действия квалифицируются по ч. 2 ст. 116.1 УК РФ.

Санкция ч. 2 ст. 116.1 УК РФ в качестве наиболее строго наказания предусматривает арест на срок до 6 месяцев.

Упрощен порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий гражданам добровольческих формирований, содействующим выполнению задач в ходе СВО

Постановлением Правительства РФ от 24.01.2025 № 39 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2023 г. №342» упрощен порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий гражданам добровольческих формирований, содействующим выполнению задач в ходе СВО.

Выдача удостоверений добровольцам может осуществляться в беззаявительном порядке.

Решение о выдаче удостоверения добровольцу принимается комиссией в течение 30 дней со дня поступления из воинской части в военный комиссариат субъекта РФ, в составе которого она создана, сведений и документов, соответствующих установленным требованиям.

Оформленное удостоверение направляется в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту постановки на воинский учет (месту жительства) добровольца.

Расширен Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов

Продукты лечебного питания - это специализированные жидкие и сухие смеси, которые необходимы детям с орфанными (редкими) заболеваниями для повышения качества их жизни, обеспечения роста и развития.

Такие продукты выдаются бесплатно по рецепту лечащего врача.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2025 г.№ 76-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2023 г.№ 3551-р» Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов расширен до 116 наименований.

В обновлённый перечень добавилось лечебное питание для детей с муковисцидозом от 1 года до 11 лет и для детей с муковисцидозом старше 7 лет.

На федеральном уровне принят порядок подготовки граждан для включения в реестр наставников, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних

В соответствии Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»приказом Минпросвещения России от 20.12.2024 № 969 утвержден Порядок прохождения гражданами Российской Федерации подготовки для включения в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

Подготовка граждан Российской Федерации для включения в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, направлена на приобретение гражданами Российской Федерации знаний и навыков (умений), необходимых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, возложена на уполномоченную организацию, подведомственную Минпросвещения.

Информация о сроках и порядке проведения подготовки размещается на сайте уполномоченной организации не позднее чем за 30 календарных дней до окончания приема заявлений.

Граждане, подавшие заявление, проходят онлайн-курс подготовки.

По итогам выдается подтверждающий документ.

Установлен порядок направления средств маткапитала на строительство объекта ИЖС с привлечением организации по договору строительного подряда с использованием счетов эскроу

Постановлением Правительства РФ от 25.01.2025 №46 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. №862» установлен порядок направления средств маткапитала на строительство объекта ИЖС с привлечением организации по договору строительного подряда с использованием счетов эскроу.

Постановлением, в частности, определен перечень документов, необходимых для направления средств материнского (семейного) капитала на оплату строительства объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС), а также порядок принятия соответствующего решения Социальным фондом России и порядок перечисления средств на банковский счет кредитной организации, предоставившей денежные средства на строительство соответствующего объекта индивидуального жилищного строительства.

Воспользоваться маткапиталом для этих целей можно будет с 1 марта 2025 года, когда вступят в силу новые нормы ряда федеральных законов.

Родители, получившие сертификат на материнский капитал, смогут использовать его средства для оплаты ипотеки на строительство дома с привлечением компании-подрядчика, работающей с эскроу-счетами.

Такие счета позволяют провести оплату за выполненную работу только после её фактического завершения, что обеспечивает добросовестность нанятой строительной компании.

Внесены изменения в порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами волонтерской деятельности и волонтерскими организациями

Постановлением Правительства РФ от 24.01.2025 №40 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. №1425» дополнен перечень видов деятельности, в отношении которых утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами волонтерской деятельности и волонтерскими организациями. К таким видам деятельности отнесено также: содействие в охране окружающей среды, ООПТ, объектов животного и растительного мира, предупреждение и участие в предотвращении нарушений природоохранного законодательства; содействие в профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социально опасных форм поведения граждан.

Сокращены сроки некоторых административных процедур по предоставлению мер социальной поддержки лицам, подвергшимся радиационному воздействию

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2025 №25 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» сокращены сроки некоторых административных процедур по предоставлению мер социальной поддержки лицам, подвергшимся радиационному воздействию.

Соответствующие изменения внесены в акты Правительства по вопросам, в частности:

предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение причиненного вреда здоровью; предоставления ежемесячной компенсации на питание детей, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей, и др.

За неправомерный доступ к компьютерной информации предусмотрена уголовная ответственность

Статьей 272 УК РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование.

Согласно примечанию к указанной статье под компьютерной информацией понимаются любые сведения (сообщения, данные), представленные в виде электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

Такие сведения могут находиться в компьютерных устройствах либо
на любых внешних электронных носителях (дисках, флеш-картах и т.п.).

Под охраняемой понимается информация, для которой законом установлен специальный режим ее правовой защиты, ограничен доступ к ней, установлена обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации и ответственность за ее разглашение.

Неправомерным доступом к компьютерной информации является получение или использование такой информации без согласия ее обладателя лицом, не наделенным необходимыми для этого полномочиями.

Следствием неправомерного доступа к такой информации является ее уничтожение, блокирование, модификация или копирование.

Под уничтожением информации следует понимать приведение информации в непригодное для использования состояние, под блокированием – ограничение доступа к информации иным лицам без ее удаления, под модификацией – любое изменение информации, под копированием – создание копии информации на внешнем носителе или ином компьютере.

К уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее
ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 272 УК РФ, установлены различные виды наказаний от штрафа до 2 лет лишения свободы.

Более суровое наказание в виде лишения свободы предусмотрено
за совершение указанных действий из корыстной заинтересованности, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, лицом с использованием своего служебного положения, либо если эти деяния повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления (ч.ч. 2 – 4 ст. 272 УК РФ).

Законодателем внесены изменения в уголовный закон, касающиеся привлечения к уголовной ответственности за вооруженный мятеж

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2024 № 510- ФЗ с 28.12.2024 вступили в силу изменения в статью 279 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законодателем дифференцирована ответственность за совершение отдельных преступных действий.

Теперь виновное лицо подлежит привлечению к ответственности не только за организацию вооруженного мятежа (часть 1 статьи 279 УК РФ), но и за руководство им, в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.

Ужесточена ответственность за совершение такого преступления – предусмотрено наказание от 15 до 20 лет лишения свободы.

Частью 2 статьи 279 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за участие в вооруженном мятеже.

В случае причинения смерти или наступления иных тяжких последствий виновное лицо теперь подлежит привлечению к ответственности по части 3 статьи 279 УК РФ (установлено наказание в виде лишения свободы от 15 до 20 лет, либо пожизненным лишением свободы).

Ранее в уголовном законе разграничение между указанными действиями (организация, руководство и участие в вооруженном мятеже, а также деяния, повлекшие смерть человека или наступление иных тяжких последствий) отсутствовало.

Выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и другими нетрудоспособными гражданами

Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2024 №1125 «О некоторых вопросах, связанных с установлением выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и другими нетрудоспособными гражданами» с 01.01.2025 года ежемесячные выплаты в размере 10 000 рублей распространены на всех трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ранее указанную выплату получали родители (усыновители) или опекуны (попечители), неработающие либо осуществляющие трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому, а другим неработающим лицам полагалась выплата в размере 1200 рублей.

Кроме того, размер ежемесячных выплат будет ежегодно пересматриваться с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации.

Внесены уточнения в акты Правительства по вопросам оказания социальной поддержки граждан, имеющих детей

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2024 №1961 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены уточнения в акты Правительства по вопросам оказания социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Скорректирован перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи,

В перечень включены, в частности: денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих потерявшим кормильца членам семей военнослужащих, а также сотрудников некоторых правоохранительных органов; компенсации бесплатного питания для обучающегося с ОВЗ, обучение которого организовано на дому; пособия и иные аналогичных выплаты, а также алиментов на ребенка, который не включен в состав семьи.

Также внесены уточнения в Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, в том числе в части определения размера, периода выплаты и порядка назначения ежемесячного пособия в связи с рождением последующего ребенка, когда такое пособие назначено в отношении предыдущего ребенка.

Скорректированы основания для отказа в назначении ежемесячного пособия, а также перечень обстоятельств, наступление которых является основанием для прекращения выплаты пособия.

Кроме того, внесены изменения в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, в части уточнения видов доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, а также процедуры направления заявления о назначении пособия

Кто может быть принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

В соответствии ч.2 ст 57 Жилищного кодекса (далее – ЖК РФ), в первую очередь предоставляется гражданам, у которых признано жилое помещение непригодное для проживания и ремонту не подлежит, также гражданам, которые страдающие хроническими заболеваниям. Указаны перечень тяжелых форм заболевание, при котором при которых невозможно совместное проживание граждан, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378. В ст 15 ЖК РФ Инвалиды, являющиеся лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в организациях социального обслуживания. Эта категория граждан подлежит обеспечению жилыми помещениями вне очереди по достижении ими возраста 18 лет.
Граждане принимаются на учет по заявлению, поданному в соответствующий орган по месту жительства.
Недееспособные граждане принимаются на учет по заявлениям от их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).
Для постановки на учет по мимо заявления необходимо предоставить документы, закреплено в ч.4 ст 52 ЖК РФ , подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье (малоимущим; непригодность помещения для проживания; размер занимаемой площади и проч.).
Как правило, такие документы имеют утвержденную форму (например, медицинское заключение о заболевании выдается соответствующей службой лечебно-профилактического учреждения).
Лиц, принятых на учет нуждающихся, регистрируют в учетных документах.
Принятое решение согласно ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 54 ЖК РФ обязательно доводится до сведения заявителя: в случае положительного решения - выдачей соответствующего документа, в случае отрицательного - письменным сообщением (решение) об отказе.

Какие предусмотрены случаи исключения лица, осуществляющего майнинг цифровой валюты, из реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты?

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 31.10.2024 № 1462 «Об установлении иных случаев исключения лица, осуществляющего майнинг цифровой валюты (в том числе участника майнинг-пула), из реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты» определено, что лицо, осуществляющее майнинг цифровой валюты (в том числе участник майнинг-пула), подлежит исключению из реестра также в следующих случаях:

- прекращение юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, введение процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

- выявление фактов нарушения режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами, используемыми в целях осуществления майнинга цифровой валюты, в случае принятия Правительством решения о запрете на осуществление майнинга цифровой валюты в отдельных субъектах РФ или на отдельных их территориях;

- наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о руководителе юридического лица.

Указанное постановление вступило в силу 1 ноября 2024 года.

Кроме того, с 1 ноября 2024 года заработал порядок установления запрета на осуществление майнинга цифровой валюты в отдельных регионах.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.11.2024 № 1468 «Об утверждении Правил установления запрета на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях» Правительство вправе установить запрет на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах РФ или на отдельных их территориях в случае наличия существующего и (или) прогнозируемого дефицита электрической энергии и (или) мощности, в том числе в случае отнесения их в соответствии с последними утвержденными схемой и программой развития электроэнергетических систем России к территориям технологически необходимой генерации, или в случае обращения высшего должностного лица субъекта РФ (председателя высшего исполнительного органа субъекта РФ).

Как предоставляются субсидии производителям товаров, работ, услуг?

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2024 № 1528 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и приостановлении действия подпункта «г» пункта 51 Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» действие Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1780, распространено на субсидии, предоставляемые из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Также внесены уточнения, касающиеся, в частности: положений в отношении решений о предоставлении субсидий, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну; порядка и сроков принятия решений о порядке предоставления субсидий и согласования таких решений; проверки соответствия получателя субсидии установленным требованиям в автоматическом режиме в системе «Электронный бюджет»; порядка возврата средств субсидии в доход бюджета, из которого она была предоставлена; урегулированы некоторые вопросы в части предоставления субсидий в целях оказания господдержки в отдельных отраслях экономики.

Какой порядок предоставления субсидий в целях осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений граждан?

Постановлением Правительства РФ от 20.12.2024 № 1837 «Об осуществлении государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений» определен порядок предоставления субсидий в целях осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений граждан

Государственная поддержка осуществляется вкладчикам - физическим лицам путем предоставления субсидии из федерального бюджета организации, определенной в установленном порядке, в целях передачи дополнительного стимулирующего взноса по договорам долгосрочных сбережений НПФ.

Информация о софинансируемых взносах формируется НПФ в отношении вкладчиков в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом первого по дате уплаты взноса.

Также Правительством утверждены:

Правила расчета объема доли резерва СФР по обязательному пенсионному страхованию;

Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета СФР федеральному бюджету в целях государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений.